бюджетное дошкольное образовательное учреждение города
Омска
«Детский сад №16»
Тема: «Игра в жизни ребенка»
Воспитатели:
Овчаренко Е.Ю.
Шешукова М.Г.
«Каков
ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому
воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»
(Антон Семенович
Макаренко)
Это
слова великого педагога, который подчеркивал огромное значение детской игры.
Нередко
говорят, что игра для детей – дело серьезное.
Обратите
внимание на слова:
Интерес
Удовольствие
Развитие
Это
ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не
проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит,
познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет
воспитательных возможностей игры.
-Как
вы думаете, для чего нужна игра ребенку? (высказывания родителей).
Игра
– путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей.
Для
детей игра – это труд, требующих настоящих усилий, настоящих человеческих
качеств, свойств. Наш дети преодолевают в игре иногда серьезные трудности,
тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у
детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и
порадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во
взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.
Игра
– это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не
простоит и двух минут, но если это игра «Море волнуется раз…», ребенок, даже
самый непоседливый, простоит подвижно и пять минут.
Возможности
игры огромны:
•
Развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие,
мышление, воображение;
•
Тренируют наблюдательность и ум;
•
Развивают творческие способности детей;
•
Формируют эмоционально – чувственную сферу личности дошкольника;
•
Способствуют познание ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;
•
Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без
которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
В
какие игры любят играть Ваши дети? (высказывания родителей) Предложить
родителям нарисовать любимую игрушку своего ребёнка (сравнить с ответами детей
«Моя любимая игрушка»).
Наши
дети любят играть.
Существуют
различные игры. Одни игры развивают мышление и кругозор детей (игры на
умственную компетентность, другие – ловкость, силу (подвижные игры, игры эстафеты,
третьи – конструкторские навыки (конструктивные игры).
И
сейчас я предлагаю вам самим поиграть в игры, которые позволят вам организовать
интересное общение с ребёнком и будут способствовать развитию памяти, внимания,
мышления, речи и творческих способностей ребёнка.
1.
Игра «Охота на звуки»
Цель:
познакомить родителей с игрой, направленной на развитие внимания, сформировать
умения делать звуковой анализ слова.
Участникам
раздают листочки, на которых за 1 минуту нужно записать как можно больше названий
предметов начинающихся на звук заданный воспитателем. Затем родители сравнивают
свои записи.
В
конце игры воспитатель объясняет родителям, что детям можно предложить такую
игру: не записывая, называть слова. При этом задания могут меняться: «Назови слова,
у которых в середине звук…», «Назови слова, заканчивающиеся на звук …» и т. п.
Можно «поохотится на разные слова - «сладкие», «пушистые», и многие другие.
2.
Игра «Дорисуй»
Цель:
познакомить родителей с игрой, направленной на развитие воображения.
Участникам
раздаются листочки, на которых изображены геометрические фигуры (десять
одинаковых). Воспитатель предлагает за 1 минуту превратить каждую фигуру в
какой-либо предмет, дорисовав её. Поощряется оригинальность образа, большое
количество деталей, отмечается количество изображённых предметов.
Далее
участники обсуждают рисунки.
«Превращать»
можно не только геометрические фигуры.
Вариант
игры: по кругу передаётся карандаш и каждый из участников игры дорисовывает
одну деталь. Итог – получается общий рисунок.
После
рисования нужно дать название предмету (предмет не обязательно должен быть
реально существующим, поговорить о его назначении или даже придумать короткий
рассказ.
3.
Интеллектуально-развлекательная разминка «Анонимные объявления».
Родителям
предлагается назвать героя сказки, который мог бы разместить объявления
определённого содержания, вспомнить, как назывались соответствующие
литературные произведения.
Варианты
объявлений:
-
«Меняю новое корыто, избу и столбовое дворянство на стиральную машину»
(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин);
-
«Несу золотые яйца. Дорого» (Курочка Ряба, русская народная сказка);
-
«Потерян ключ из драгоценного металла» (Буратино, «Золотой ключик или
Приключения Буратино», А. Н. Толстой);
-
«Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света» (Доктор Айболит,
одноименная сказка К. И. Чуковского);
-
«Отмою всё!» (Мойдодыр, одноименная сказка К. И. Чуковский);
-
«Туристическая фирма предлагает воздушное путешествие вдоль молочной реки с
кисельными берегами» («Гуси – лебеди» русская народная сказка) и тд.
4.
Игра «Что лишнее?»
Цель:
познакомить родителей с игрой, направленной на развитие мышления - умение
анализировать и обобщать.
На
экране родители находят лишний рисунок и объясняют, почему он лишний.
Воспитатель:
- Печатные варианты этой игры продаются в магазинах, также встречаются во
многих книгах для подготовки детей к школе.
Вы
можете просто предлагать ребёнку определять лишнее слово на слух. Например:
«Какое слово лишнее? Тюльпан, роза, одуванчик, берёза». Этот вариант
значительно труднее, т. к. для дошкольников естественно опираться на наглядный
материал. При объяснении того, что здесь лишнее, ребёнок должен выделять
существенные признаки.
5.
Игра «Ну-ка, цифры, встаньте в ряд!»
Родителям
предлагается выстроить цифры от 1 до 10 и обратно.
«Назови
соседей» (необходимо назвать соседей числа)
«Живая
неделя» (необходимо назвать дни недели)
Тест
для родителей «Я и мой ребёнок»
Могу
и всегда так поступаю - А
Могу,
не всегда так поступаю - Б
Не
могу – В
Можете
ли вы:
1.
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
2.
Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?
3.
Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4.
Извиниться перед ребенком в случае неправоты?
1.
В любой момент оставить все
свои
дела и заняться ребенком?
2.
Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?
3.
Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4.
Извиниться перед ребенком в случае неправоты?
9.
Всегда удерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить
ребенка?
10.
Пообещать ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение?
11.
Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя так,
как захочет и не во что не вмешиваться?
12.
Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто
незаслуженно обидел другого ребенка?
13.
Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз, мимолетная
прихоть?
ИТОГО:
Ответ
«А» оценивается в 3 очка.
Ответ
«Б» оценивается в 2 очка.
Ответ
«В» оценивается в 1 очко.
Результаты
теста
«Я
и мой ребенок».
От
30 до 39 очков. Ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь
не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь
прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами,
Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.
От
16 до 30 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы
обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их
последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях –
излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабевают
воспитательный эффект. Следует задуматься над своим подходом в воспитании
ребенка.
Менее
16 очков. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо
знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к
помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по
вопросам семейного воспитания.
Подведение
итогов собрания:
Игра
– ведущая деятельность в детском возрасте, определяющая развитие
интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры
эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики
развития ребенка.
Игра
занимает важное место в жизни ребёнка. Она является его естественным
состоянием, потребностью детского организма. Именно в игре, а не в обучении и
не в разговорах, развиваются способности и формируется личность ребёнка,
развивается наглядно – образное мышление, воображение, речь.
Игра
обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребёнок может
через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся
негативные переживания.
Игра
- важное условие социального развития ребёнка. В ней дети знакомятся с разными
видами деятельности взрослых, учатся понимать состояния и чувства других людей,
сопереживать им, приобретают навыки общения.
Игра
– наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей
Раздать
родителям памятки:
«Роль
игрушки в жизни ребенка 5-6 лет»
Игрушка
для ребенка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в
совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.
К
пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются
из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков,
кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая
возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у
детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а
эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему
ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад
необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и
занимательной настольной игре, набору для шитья и вязания.
Детям
очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они
становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать
игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Игрушечные магазины
уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с
канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами.
Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города
Омска
«Детский сад №16»
Тема: «Финансовая грамотность детей старшего
дошкольного возраста»
Овчаренко Е.Ю.
Шешукова М.Г.
Задачи экономического воспитания
дошкольников
– развивать интерес к познанию экономической
картины мира, потребность узнавать новое;
– формировать экономический кругозор
(компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономического
мышления;
– помочь детям освоить базисные
представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем
предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в
экономических отношениях;
– воспитывать этические и деловые качества
(бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и
др.);
– развивать у детей самостоятельность,
любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.
Первые познания об экономике дети получают
в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее
хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а
необходимое условие жизни и развития семейных отношений.
Семейное экономическое воспитание имеет
ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного
воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и
обычаев.
В нашем дошкольном учреждении используем
разнообразные формы и методы формирования у детей финансовой грамотности.
Формы и методы по экономике
Знакомство дошкольников с основами
финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными
областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию
детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок
осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры.
Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые
процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
Почему так важно учить ребенка
финансовой грамотности?
Как часто Вы сами испытываете стресс,
связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить кредит, или думаете о своем
выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной
проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были
сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть
хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.
Есть несколько причин, почему так важно
учить ребенка управлять своими деньгами
Чтобы он был меньше подвержен стрессу,
связанному с деньгами, когда станет взрослым.
·
Чтобы
он имел возможность жить с комфортом.
·
Чтобы
он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может
позволить себе жить самостоятельно.
·
Чтобы
у него была лучшая жизнь, чем у Вас.
Процесс познания экономики не прост, но с
помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
«Экономика в сказках»
1.
В
какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три
поросенка).
2.
Кто
из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря.
(Колосок).
3.
В
какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за
доброту? (Кот в сапогах).
4.
В
какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову
продавал)
5.
В
какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на
лесть? (Колобок).
6.
В
какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со
скалочкой).
7.
Герои,
какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном
сосуществовании? (Теремок)
8.
В какой
сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать
доход? (вершки и корешки).
9.
В
каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход?
(Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).
10.
Уважаемые родители! Знакомя детей с тем, что такое услуги и
товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но
и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.
Скажите, пожалуйста, что такое
товары (это разные предметы, которые производят) и что такое
услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Рассмотрим несколько ситуаций.
·
Мама
с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой
понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей.
Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если
это всего 10 копеек, т.к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не
обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек.
Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
·
Ребенку
на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили
купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили
родители?
Нет, родители поступают не верно. В этом
возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее
договориться, но не приказывать.
·
Ребенок
пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли
мотивацию к учебе придумали родители?
Нет, за оценки платить ребенку нельзя.
Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.
Заключение
В итоге необходимо подчеркнуть, что
решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки
ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского
возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние
дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики,
налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно
начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя
социальная позиция.
Анкета
для родителей
«Экономическое
воспитание детей дошкольного возраста»
1. Нужно ли детям рассказывать
о деньгах?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
2. Надо ли проводить работу с детьми
проводить работу по финансовой грамотности?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
3. Как вы относитесь с желанием детей
иметь копилку?
- положительно
- отрицательно
- затрудняюсь ответить
4. Должны ли дошкольники иметь
карманные деньги?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
5. Умеет ли ребенок сам расплачиваться в
магазине наличными?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
6. Как ребенок относится к труду?
- охотно принимается за дело
- неохотно принимается за дело
- затрудняюсь ответить
7. Участвует ли ребенок в процессе
планирования предстоящих покупок?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
8. Знают ли дети профессии родителей?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
9. Знает ли ребенок на что
тратятся деньги?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
10. Рассказываете ли вы ребенку, откуда
берутся деньги?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
11. Имеет ли ребенок постоянные обязанности
по дому?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
Полезные советы родителям
1. Рассказывайте детям о своей работе
Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не
будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к
существованию. Вы должны быть довольны своей работой и
зарплатой! Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам
не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он
с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна
не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и
труде; помогут вашим детям стать самостоятельными.
2. Не скрывайте от детей свое материальное
положение
Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы
семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и
уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво
объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания
с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут
вопросы сына или дочери «можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли
это дорого?».
З. Не приучайте детей к излишествам
Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от
вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его
запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.
4. Формируйте у детей разумные потребности
Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая
анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», чаще
спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться
делать покупки, вместе с тем, им даже полезно расстраиваться из-за
невозможности осуществить желание.
5. Учите детей бережливости
Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные
игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш
будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его
предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие
приведет к обратному результату.
6. Помогите детям осознать стоимость
вещей
С раннего возраста дети должны осознать
стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д.
Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически
заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то
создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на
заработанные деньги.
7. Привлекайте детей к работе по дому
Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое
главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа
далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой
непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы.
Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую
неинтересную работу. В противном случае вы вырастите ленивого ребенка, не
способного даже к самообслуживанию.
8. Дети должны знать цену деньгам
Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться
деньгами и понимали, чего стоит заработать, необходимо
дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают
цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за
покупками. Дайте возможность ему осознать, что за все — продукты,
игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям
за их труд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий